Издательство "вако" — качественная помощь образованию

Издательство "Вако" Издательство "Вако" Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
   


Скачать прайс лист
В формате Excel В формате WinZIP




 

Читательская компетентность младшего школьника

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10–15% в первом классе и до 80–85% в четвертом классе).

Важнейшая функция восприятия художественной литературы - трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений, вот почему литературное чтение обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• самоопределения и самопознания на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

• умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Виды проверочных работ по определению уровня читательской компетентности:

Проверка навыков чтения (способ, правильность, осознанность) осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть. В конце каждого года учащимся предлагается выполнить комплексную работу по чтению, которая отражает уровень освоения разных учебных предметов, умение работать с информацией, устанавливать межпредметные связи.

Аудирование 

Цели: проверка умения учащихся воспринимать текст на слух, выделять в нем главное (тема и основная мысль); развитие воображения и представления учащихся. 

Чтение текста учащимися про себя 

Цель: проверка умения читать текст про себя, понимать прочитанное на разных уровнях осознания. 

Чтение текста учащимися вслух 

Цель: проверка навыков чтения: беглости, правильности, осознанности. 

Чтение учащимися вслух после предварительной подготовки (чтения про себя) 

Цель: проверка навыков чтения: правильности, осознанности – посредством выразительного чтения. 

Чтение учащимися произведений наизусть после предварительной подготовки (заучивания) 

Цели: проверка осознанности и выразительности чтения, развитие памяти, эмоционального восприятия. 

Комплексная работа по чтению позволяет на материале одной работы оценить не только уровень знаний, умений и навыков по разным предметам, но и уровень сформированности общеучебных умений. Комплексные проверочные работы могут стать одной из форм изучения результативности обучения по итогам учебного года. 

Цель: на одном тексте проверяется: 1) понимание прочитанного; 2) умение работать с информацией, данной в тексте; 3) владение общеучебными интеллектуальными умениями (восприятие информации, классификация, обобщение, самоконтроль и самокоррекция); 4) предметные знания по окружающему миру, русскому языку, математике.





Автор:  Сабельникова Светлана Игоревна, заместитель директора ОМЦ ЦОУО


 
 



Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
© Издательство "ВАКО", 2005-2016
Яндекс цитирования Rambler's Top100