Издательство "вако" — качественная помощь образованию

Издательство "Вако" Издательство "Вако" Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
   


Скачать прайс лист
В формате Excel В формате WinZIP




 

О методическом пособии «Уроки речевого творчества» (для начальной школы)


Ребенок по природе – творец, мечтатель. Как развить в ученике воображение, смекалку, уверенность в себе?

Цель уроков речевого творчества – углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребенка.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приемы, использование новых технологий на уроке речевого творчества повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе. Уроки речевого творчества - это нравственные уроки. Они воспитывают добрые чувства у учащихся на ма¬териале сказок, рассказов, сочинений. Урок речевого творчества – это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения.

Урок речевого творчества в 1-4 классах состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой.

В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение).

Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют сказки, побасенки, стихи, считалки, потешки, скороговорки, пишут сочинения. Сочинения-миниатюры, рисование – любимые детьми виды деятельности – помогут на уроках речевого творчества развить эмоциональность, общительность, познавательный интерес у учащихся.

Мы предлагаем ряд уроков речевого творчества (34 урока в каждом классе). Последний урок – олимпиада, на которой учащиеся решают лингвистические задачи по основным темам уроков.

Основные этапы урока: эмоциональная речевая разминка, конкурсы скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка (олимпиадные задания), языковые игры, речевое творчество: сочинения-миниатюры, иллюстрирование.

Все уроки речевого творчества входят как составная часть в систему изучения грамматико-орфографических тем. Формирова¬ние речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содер¬жание этапов определяется целью и задачами обучения, направ¬ленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений связной речи.

В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступа¬ют: умение раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и настроение.

При передаче содержания и при создании своего высказы¬вания действия учащихся направлены на текст, на такие его сто¬роны, как содержание, построение и речевое оформление.

В 1-2 классах дети учатся формулировать тему урока (учитель использует приём прогнозирования), на орфографических минутках разгадывают загадки, ребусы, составляют орфографические словарики: цветовода, огородника, праздничный, на темы: «Ягоды», «Спорт», «Разноцветные краски» и др. , проводятся языковые игры: «Подбери пару», «Весёлый наборщик», «Грамматическая арифметика», «Исправь ошибки», «Бесконечное предложение», узнают этимологию слов, составляют устные и письменные рассказы. Тематика уроков в 1 классе: «Цветная сказка», «В библиотеке», «В мире профессий», «Хлеб - всему голова», «В гостях у бабушки», «Мой город» и др. Тематика уроков во 2 классе: «Что такое творчество», «Слово. Чувство. Образ», «Эмоции. Мимика. Жесты», «Настроение животных», «Село и город», «Путешествие в космос», «Компьютер» и др.

В 3-4 классах учащиеся на дидактическом материале данного пособия учатся составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, учатся перестраивать предложения, текст и план текста, работают над деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание на уроке уделяется анализу морфологических, синтаксических свойств слова. Тематика уроков в 3 классе: «Зимнее настроение. Сочинение – миниатюра на тему «Снег», «Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со словариком настроений. Сочинение», «Сочинение по пословице «Поспешишь - людей насмешишь», «Тигр и лев. Сравнительное описание», «Этика и этикет» и др. Тематика сочинений в 4 классе: «Сочинение – миниатюра на тему «В цирке» с использование фразеологизмов», «Сочинение загадки наоборот», «Моя любимая фотография», «Что я знаю о цифре 7?», «Дожди», «Аквариум», «Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта» и др. Данное методическое пособие можно использовать в традиционной и нетрадиционной системах обучения.
В пособии представлены работы учащихся школ городов Глазова, Ижевска, Сарапула Удмуртской Республики (сочинения-миниатюры). В конце пособия представлены тесты и олимпиады по русскому языку.

Автор:  Каландарова Наталья Ниловна, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО ГГПИ


 
 



Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
© Издательство "ВАКО", 2005-2016
Яндекс цитирования Rambler's Top100