Издательство "вако" — качественная помощь образованию

Издательство "Вако" Издательство "Вако" Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
   


Скачать прайс лист
В формате Excel В формате WinZIP




 

Лучше раньше, да лучше: о системе ранней подготовки учеников к ЕГЭ с помощью тестов

Хотим мы того или нет, но ЕГЭ уже стал реальностью. Чтобы легче приноровиться к этой реальности, лучше начать готовиться к ней заранее – уже с 5 класса, когда до «страшного» экзамена целых 7 лет. Не секрет, что многие педагоги боятся новой формы аттестации выпускников не меньше самих школьников. Главное, не надо паниковать, нервничать и нервировать учеников и их родителей. Важно объяснить, что это общая проблема и решать ее необходимо совместно – последовательно и целенаправленно.

ЕГЭ в форме тестов, при всех его недостатках, нацелен на проверку полной картины, объемного представления о русском языке, которое должно сложиться за годы учебы в школе. Чтобы эта картина была исчерпывающей, предельно ясной, лишенной выпавших «кусочков мозаики», неизбежных за 10–11 лет учебы, необходимо периодическое повторение материала. И в этом может помочь систематическая работа с тестами в форме ЕГЭ.

Именно помочь, а не подменить собой планомерную, ежедневную работу, постепенное развитие устной и письменной речи детей. Проверенные временем, устоявшиеся методы ни в  коем случае нельзя отбрасывать. Нужно найти компромисс между традиционными и современными технологиями обучения.

Способствовать решению проблемы постепенной подготовки к ЕГЭ призвана серия книг издательства «Вако» «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5–9 классы».

Цель этих сборников – облегчить работу учителя, помочь ему организовать проверку знаний, обнаружить и устранить пробелы.

Разработаны тесты трех типов. Тематические тесты составлены к каждому разделу школьного курса русского языка. На полное их решение достаточно отвести на уроке 7–10 минут, а можно довольствоваться одним-двумя заданиями для постепенного ознакомления учеников с новой формой работы. Обобщающие тесты (по нескольким изученным темам) можно использовать на проверочных, контрольных занятиях, наряду с традиционными видами контроля. Итоговые тесты займут весь урок.

Разумеется, количество и сложность заданий увеличиваются от класса к классу. Разный уровень заданий и постепенное их усложнение способствуют выработке адекватной самооценки учеников, а значит, успешности обучения.

К числу достоинств тестов формата ЕГЭ можно отнести необременительность и быстроту проверки. Кроме того, учитель получает возможность точнее диагностировать пробелы у каждого ученика, определять и устранять слабые места в своей работе.

В новых изданиях поурочных разработок по русскому языку для 5 и 6 классов («Вако», 2011) уже предусмотрено систематическое использование данной серии КИМов на уроках повторения и контроля знаний. КИМы также могут помочь при составлении заданий олимпиад и конкурсов по русскому языку. Удобство этих пособий еще и в том, что, кроме ключей к тестам, они содержат тексты изложений, диктантов (в том числе словарных), грамматических и индивидуальных заданий с ответами.

Распространено мнение, что тестирование – обезличенный метод проверки знаний. Но, как нам кажется, работа с тестами как раз позволяет учитывать индивидуальность каждого. Во-первых, личность ученика раскрывается при выполнении заданий части С. В 5 классе эти задания предполагают создание небольших высказываний на заданную тему. Постепенно, от класса к классу задания части С усложняются, ответы на них требуют большей содержательности и большего объема. Выполняя эти задания, ученики проявляют свою индивидуальность, имеют возможность высказать свое мнение. Что же касается заданий частей А и В, то, используя ряд выполненных тестов, учителю несложно проанализировать динамику развития орфографических и пунктуационных навыков, теоретических знаний не только класса в целом, но и каждого ученика.

Использование КИМов обеспечивает интеграцию уроков русского языка и литературы. Многие задания части С содержат фрагменты текстов, изучаемых на уроках литературы, требуют письменного высказывания по поводу той или иной проблемы, поставленной автором текста. Кроме того, примеры в частях А и В тоже зачастую взяты из программных литературных произведений. Следовательно, включается механизм узнавания – одного из методов познания.

Серьезная проблема качественного выполнения тестов ЕГЭ – понимание формулировки вопросов. Чтобы правильно ответить на вопрос, надо понять, о чем тебя спрашивают. А это возможно лишь в том случае, если ты можешь вникнуть в суть вопроса переформулировать его  так, чтобы он стал ясен. Тут необходим опыт читателя, опыт участника диалога, который достигается в процессе длительного традиционного обучения.

Содержание заданий ЕГЭ с каждым годом немного видоизменяется, а значит, у нас есть время подкорректировать свою работу, потренироваться с разными видами идентичных заданий, с разными формулировками, аспектами одних и тех же тем. Ведь за границы школьного курса русского языка тесты ЕГЭ не выходят, они лишь варьируются.

Таким образом, раннее обращение к тренировочным материалам в формате ЕГЭ позволяет не зацикливаться на натаскивании, а сочетать новые формы работы с традиционными, устоявшимися. Перефразируя известную пословицу, можем заключить: не так страшен ЕГЭ, как его трактуют.




Автор:  Егорова Наталия Владимировна, учитель высшей категории, автор более 30 книг для учителей и школьников по русскому языку и литературе


 
 



Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
© Издательство "ВАКО", 2005-2016
Яндекс цитирования Rambler's Top100