Издательство "вако" — качественная помощь образованию

Издательство "Вако" Издательство "Вако" Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
   


Скачать прайс лист
В формате Excel В формате WinZIP




 

Подготовка и проведение работы со словарными словами на уроках русского языка

Формирование навыков правильного написания непроверяемых слов требует постоянной работы по разработанной методистами схеме, включающей следующие разделы:
• толкование слова;
• происхождение (этимология) слова;
• однокоренные слова;
• сочетаемость слов;
• синонимы, антонимы;
• переносное значение слова;
• литературные примеры.
Усвоение учащимися слов с непроверяемыми написаниями во многом зависит от развития их фонематического слуха. Необходимо в уроки русского языка и развития речи включать упражнения, позволяющие определять различия в произношении и написании.
Работа по развитию фонематического слуха учащихся должна происходить следующим образом:
1) произнести правильно слово и поставить ударение;
2) определить слоги изучаемого слова и проговорить их все по порядку (особо подчеркнуть голосом ударный слог);
3) проговорить по порядку все звуки слова (при этом учитель помогает определить «как слышится» и «как надо писать», т. е. какую орфограмму, букву необходимо запомнить, чтобы правильно написать слово).
Такие упражнения приучают детей проговаривать слова при письме и дают понимание, почему это необходимо; таким образом дети осознанно запоминают графический состав слова, его «образ» на основе звуко-буквенного анализа. Знакомить учащихся с новыми словами следует в начале урока, тогда они естественным образом войдут в упражнения, запланированные учителем.
Последовательность запоминания слов с непроверяемыми написаниями должна быть та же, что и в учебниках русского языка начальных классов, где эти слова даются в соответствии с содержанием текстов грамматико-орфографических упражнений. При первом знакомстве со словом выставляется предметная картинка, уточняются признаки изображенного предмета, идет работа над его смысловым значением. Одновременно проводится звуковой анализ слова по перечисленным выше правилам.
Затем идет подбор однокоренных слов, и дети практически запоминают, что во всех однокоренных словах корень слова пишется одинаково. Учитывая, что в младшем возрасте острее зрительная память, следует помещать на доску демонстрационные карточки-слова из «Картинных словарей», где орфограмма выделена цветом.
По ходу работы следует дать представление о происхождении (этимологии) слова, что будет способствовать общему развитию и вызовет интерес к языку. В доступной форме надо подвести детей к пониманию, почему «трудные» слова пишутся, не подчиняясь общим правилам орфографии. Краткая справка «Происхождение слова», даст необходимое представление об исконно русских словах, которые подчиняются правилам грамматики, и о заимствованных из других языков словах, написание которых и их «графический образ» следует запомнить.
Можно познакомить учащихся с синонимами и антонимами (без ввода самих терминов), что позволит детям понять сходство слов, близких по значению, но разных по звучанию, усвоить понятие о противоположном значении слов и т. д.
Переносное значение слов приучает понимать, что некоторые слова имеют несколько смысловых значений, а наглядные, практические примеры помогают это закрепить.
Особое внимание хотелось бы обратить на литературные примеры, где изучаемые слова даны в контексте. Это очень важно в эмоциональном плане. Использование стихотворений, небольших художественных статей о значении того или иного слова, пословиц, поговорок, загадок, делает урок русского языка эмоционально богаче и интереснее по содержанию. Обычно дети активно подбирают стихи, загадки, пословицы, поговорки, в которых есть изучаемые слова. Это поможет вам оживить урок и в то же время направить внимание детей на определенную орфограмму, которую необходимо запомнить.
И не забывайте всячески поощрять учеников, чтобы они как можно больше запоминали стихов с изучаемыми словами и держали их в активной памяти для обогащения речи.

Вот, например, как можно провести словарную работу со словами «ВЕТЕР», «МЕТАЛЛ» и «ПЕНАЛ»:

ВЕТЕР, -тра, мн. -ы, -а́, муж. Движение потока воздуха.
Сильный, легкий ветер. Попутный ветер. Стоять на ветру. // прил. ветрово́й, -ая, -ое. Ветровая мельница. (По С.И. Ожегову)
Происхождение слова. Общесл. индоевр. характера; образовано с помощью суф. -тръ от той же основы, что и «веять»; первоначально было названием бога ветров. (По Н.М. Шанскому)
Однокоренные слова. Ветеро́к, ветряно́й, ветри́ще, ветри́ло, ветря́к, ве́треный, вы́ветрить, обве́трить.
Сочетаемость слов. Сильный, слабый, мягкий, приятный, холодный, знойный, свежий, ласковый, ураганный, северный, порывистый, встречный, попутный ветер; несмотря на ветер; идти навстречу ветру; идти, грести против ветра; бороться с ветром.  
Синонимы. Буря, ураган, вихрь.
Антоним. Штиль.
Переносные значения слова.
Держать нос по ветру
(ирон.) – т. е. приспосабливаться к обстоятельствам.
Бросать слова на ветер – говорить что-н., не беря ответственности за сказанное.
У него ветер в голове – о пустом, легкомысленном человеке.
Подбитый ветром – о легкомысленном человеке, а также об одежде без теплой подкладки.
Литературные примеры
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
А.С. Пушкин
***
Здравствуй, Ветер!
Ветер, здравствуй,
Ты куда летишь вихрастый?
И.П. Токмакова
***
Только ветер-ветерок
Перегнать никак не мог.
Г.В. Сапгир
***
Бездельник ветер дунул,
Не тратя ни минуты,
В рожок: «Тара-та-та-та!»
Потом: «Туру-ту-ту-ту!»
Я. Бжехва
***
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
А.С. Пушкин
***
Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной
Перекликался часовой…
А.С. Пушкин

МЕТАЛЛ, -а, муж. Химически простое вещество (а также сплав), обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью. Черные металлы (чугун, сталь). Цветные металлы (медь, свинец, никель и др.). Благородные или драгоценные металлы (золото, серебро, платина). Легкие металлы (алюминий, магний, натрий). Тяжелые металлы (железо, медь, серебро, золото, платина). // прил. металлический, -ая, -ое. Металлический блеск. (По С.И. Ожегову)  
Происхождение слова. Слово пришло в XVIII в. из нем., восходит к лат. «металлум» – металл, минерал, рудник, которое в свою очередь представляет собой переоформление греч. «металлон» – земляные работы, раскопки. (По О.А. Шаповаловой)
Однокоренные слова. Металли́ст (рабочий металлопромышленности), металли́ческий (сделанный из металла), металлурги́я (отрасль тяжелой промышленности), металлу́рг, металлурги́ческий.
Сочетаемость слов. Производство металлов; металлургическое производство; металлические трубы, деньги; мастерская по ремонту металлических изделий. 
Литературные примеры
Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Л.К. Татьяничева
***
– Конечно, – сказал сталевар, – металл
Я сам из руды доставал.
Но в темные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтер.
Е.Ф. Трутнева

ПЕНАЛ, -а, муж. Ящичек, футляр для ручек, карандашей и т. п. Школьный пенал. (По С.И. Ожегову)
Происхождение слова. Понятие этого обязательного предмета школьной жизни пришло к нам из нем., в который попало из лат., где «пенна» – перо (птицы); футляр для письменных принадлежностей стал называться производным словом от названия птичьего пера, потому что раньше писали перьями
птиц. (По Л.П. Катлинской)
Сочетаемость слов. Новый, красивый, удобный, школьный пенал; пенал ученика.
Загадки
В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал – пена.)
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал). 
Литературные примеры
Сначала в пенале лежали только перья (причем не стальные, а гусиные). Потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. (Г.А. Юрмин)
***
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И пенал, и карандаш,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И букварь – приятель наш.
С.Я. Маршак

____________________________________________________________
Использованная литература: Словарная работа. 1–4 классы / Сост. С.М. Мельникова. – М.: ВАКО.  

Автор:  Фролова Наталья Николаевна, специалист издательства "Вако"


 
 



Издательство "Вако"
Издательство "Вако"
© Издательство "ВАКО", 2005-2016
Яндекс цитирования Rambler's Top100